Публикации

XVIII МЕЖЗОНАЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА 11 МАРТА 2018 Г.

11 марта 2018 г. в Черноголовке была успешно проведена XVIII Межзональная открытая теоретическая олимпиада для учащихся учреждений дополнительного образования по сольфеджио и музыкальной литературе, которая зарекомендовала себя одним из популярных конкурсов Подмосковья.

Одним из положительных моментов является то, что в олимпиаде смогли участвовать учащиеся, как по сольфеджио, так и по музыкальной литературе. Это разделение привлекло большое количество знатоков в области двух предметов.

В олимпиаде приняли участие десять городов Подмосковья: Жуковский, Королев, Ногинск Балашиха, Павловский Посад, Орехово-Зуево(Куровское), Ивантеевка, Электросталь, Троицк, Черноголовка . Рейтинг учащихся был достаточно высоким. По сольфеджио он составил 30 учеников, по музыкальной литературе – 12.

Жюри отметило хорошую подготовку и организацию олимпиады, высокий профессиональный уровень участников, разнообразные и интересные задания, теплую, дружественную атмосферу. (Концерт учащихся ЧДШИ им. Е.П.Макуренковой и участников олимпиады из других городов, чаепитие).

Особо отмеченные выступления участников и педагогов:

Бровкин Арсений МАУ ДО «Детская музыкальная школа» г.о.Электросталь 4 класс, преп. Земскова Т.А. 1 место сольфеджио.

Острецова Ольга МБУДО «Жуковская детская школа искусств №1» г.о. Жуковский

5 класс, преп. Жукова Л.В. — 1 место сольфеджио.

Буданов Кирилл МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» 5 класс, преп. Рудольская И.Н. — 2 место сольфеджио.

Рубан Роман МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о.Черноголовка 6 класс,

преп. Шарапова Н.А. — Гран При, сольфеджио.

Овдиенко Максим МУ ДО «Детская музыкальная школа» г.о.Павловский Посад 7 класс, преп. Ильинская С.А. — 1 место, сольфеджио.

Тынянская Арина МУ ДО «Ногинская ДШИ» г. Ногинск 8 класс, преп. Павлова В.В. — 1 место, сольфеджио.

Федосеева Екатерина МУ ДО «Ногинская ДШИ» г. Ногинск 7 класс, преп. Мешкова Л.Т. — 1 место, сольфеджио.

Рубан Роман МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о.Черноголовка 6 класс,

преп. Шарапова Н.А. — 6 класс, 2 место, музыкальная литература.

Федосеева Екатерина МУ ДО «Ногинская ДШИ» г. Ногинск, преп. Мешкова Л.Т. — 7 класс, 1 место, музыкальная литература.

Ефремов Михаил МУ ДО «Ногинская ДШИ» г. Ногинск, преп. Мешкова Л.Т. — 7 класс, 2 место, музыкальная литература.

Филатова Дарья «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о. Черноголовка, преп. Рудольская И.Н. — 7 класс, 3 место, музыкальная литература.

Солнцева Вероника МБУДО «Детская школа искусств №7» г.о. Балашиха, преп. Ковалёва Е.В. — 8 класс, 3 место, музыкальная литература.

Впервые было введено награждение учащихся специальными дипломами.

Специальные дипломы:
1.Номинация, 4 класс. Сольфеджио

За хорошую теоретическую работу Авчарова Ангелина Александровна 16.03.2007, МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о.Черноголовка
За хороший музыкальный диктант Кузнецов Валерий Кириллович 23.08.2007, МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о.Черноголовка
За хороший музыкальный диктант Симакова Анастасия Александровна 09.06.2008, МБУ ДО «Ликино-Дулёвская ДШИ» — филиал «Куровская ДМШ»г. Куровское

2.Номинация, 7 класс. Сольфеджио

За хорошую теоретическую работу Молозина Ульяна Алексеевна 21.12.2002 , МУДО «ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой» г.о.Черноголовка

3.Номинация, 8 класс. Сольфеджио

За хорошую теоретическую работу Дегтерев Арсений Игоревич 28.08.2003, МБУ ДО «Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова» г.о. Королёв

1. Номинация, 4 класс. Музыкальная литература

За лучшее музыкальное сочинение Малахова Кристина Игоревна 01.08.2007, МАУДОД «Троицкая детская школа искусств» г.Москва, г.Троицк
За хорошую теоретическую работу Сорокина Милена Сергеевна 10.06.2007, МУ ДО «Ногинская ДШИ» г. Ногинск

«СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА СИЛУЭТ»

В Москве 25 февраля состоялся заключительный концерт межзонального конкурса «Музыкальные эпохи».

Культурное пространство России на рубеже XIX-XXвв., по определению русского философа Н. Бердяева «Серебряный век», было наполнено тайнами, поисками и удивительными находками в литературе и музыкально-художественном искусстве. Это время подарило миру таких гениальных творцов, какАнна Ахматова иМарина Цветаева, Иосиф Мандельштам и Николай Гумилёв, Александр Скрябин иСергей Рахманинов, ВасилийКандинский и Сергей Дягилев, — ряд можно продолжать почти бесконечно, дополнив его великими деятелями искусства Франции. Именно эта эпоха – эпоха потрясений – и привлекла наше внимание, поскольку в течение ряда лет коллектив Школы искусств успешно реализует просветительский проект «Музыкальные эпохи. От барокко к современности». В течение трёх месяцевшкола проживала под знаком «Серебряного века». Авторскую программу «Мировая музыкально-художественная культура» представили Надежда Шарапова и Елена РусановаБлестящие концертные выступления –НатальяМартыненко, НатальяМахоткина и Надежда Кулешова (фортепиано), Алексей Мазин (виолончель), Василий Кучерявенко (скрипка), Максим Чернов (флейта) и Денис Козьминых (саксофон). Ряд сообщений и музыкально-художественные тематические лектории прозвучали в исполнении ОльгиАгроскиной, Любови Голевой, Ирины Ковальской, а также гостей из Москвы: профессора Светланы Макуренковой и доцента МариныАриас. Все выступления были также наполнены учащимися школы. Просветительский проект был представлен весьма широко: в Большом зале основного здания, в Большой гостиной Дома учёных НЦЧ РАН, в историческом комплексе Москвы – Абрамцево.С 11 по 18 февраля состоялись прослушивания Межзонального конкурса «Музыка «Серебряного века», где жюри выбрало учащихся ДМШ и ДШИ из Черноголовки, Ногинска, Электростали и Мытищ, достойных представлять своё мастерство 25 февраля на заключительном концерте в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой в РАМ им. Гнесиных (Российской академии музыки имени Гнесиных).В музыкально-театральной композиции «Серебряного века силуэт» прозвучали сочинения Александра Скрябина, Мориса Равеля, Клода Дебюсси, Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева в профессиональном исполненииАлииИсмаиловой, Александры Дракиной, Дарьи Масловой, Николая Козловского, Евгении Дракиной и Дарьи Каштановой, Елизаветы Переведенцевой, Евгении Гладышевой и Семёна Забалухина. Также звучали стихи Константина Бальмонта, Михаила Кузмина, Владислава Ходасевича и Алоизиуса Бертрана, вдохновенно исполненные Артуром Косян, УльянойМолозиной, Евгенией Дракиной, и преподавателем Любовью Михайловной Голевой. Участников приветствовали профессор РАМ им. Гнесиных Майя ИзъяславовнаШинкарева и директор ЧДШИ им. Е.П. Макуренковой Ольга СергеевнаАгроскина, отметившие необходимость продолжения образовательно-просветительского проекта творческого партнёрства «ШКОЛА-ВУЗ». В заключение программы со словами благодарности выступили представители семьи профессора Е.П. Макуренковой, а победителям Межзонального музыкального конкурса и конкурса исследовательских тематических работ были вручены дипломы НМЦ МО (Научно-методического центра Министерства культуры Московской области) и памятные подарки.

Н.А.Гаврилова

Ни для кого не секрет, какую огромную долю ответственности берешь на себя, когда соприкасаешься с таким явлением, как Ф. Шопен.

Не устаешь удивляться, как поразительно гармонично уживаются у Шопена столь противоречивые, казалось бы, явления: его музыка изысканна, утонченна и в то же время так доступна для слушателей самого разного уровня, любой национальности, хотя имеет столь ярко выраженный польский колорит.

С одной стороны, она сразу берет в плен силой своего волшебного обаяния, непосредственностью мгновенного эмоционального воздействия, с другой поражает строгой отточенностью любой детали, совершенством формы, логикой мышления, что позволяет музыковедам усматривать черты «моцартианства».

Шопен, как никакой другой композитор, требует от исполнителя силы непосредственного чувства (романтический дух, поэтическая атмосфера призывают к тому) и, в то же время, не допускает никаких романтических преувеличений, аффектаций, его звуковая палитра не выдерживает даже намека на грубость.

Как соединить исполнителю эти вещи казалось бы несовместимые? Как достичь такого мастерства? Как передать ученикам? С чего начать?
А начать, наверное, придется с искренней любви к этому уникальному композитору, «беспрецедентному случаю» по словам Г. Нейгауза. Надо «заразиться» его музыкой почти на биологическом уровне.

Но как бы ни было велико благоговение перед музыкой Шопена, без технического мастерства, особого (шопеновского) пианизма невозможно передать поразительную красоту, своеобразие его фортепианного стиля.

Вообще о пианизме нужно беспокоиться уже с первых шагов ученика. Будет ошибкой начинать обучение с постановки руки, где большей частью все внимание направлено на пальцы. Нельзя не учитывать, что в итоге у пианиста будет задействован весь организм. От посадки (роль позвоночника), от свободы рук, плеч в дальнейшем должны выработаться разумные пластические движения, которые обеспечат пальцам независимость, легкость и нужную опору.

Ощущение, что пальцы – продолжение руки вырабатывается настойчиво, ежеурочно. Дети с удовольствием и легко идут на такие ассоциативные примеры, как вести рукой утюг по гладильной доске, рука – крыло, находящееся в непрерывном полете. Пальцы как бы прорастают по всей длине руки, становясь длинными. Надо непременно следить за тем, чтобы рука не проваливалась в клавиатуру, ее вес надо ощущать на движении.

Сам Шопен в работе с учениками придавал огромное значение этой проблеме. Из книги Я.Мильштейна “Советы Шопена пианистам” мы знаем, что его рекомендации были направлены на естественное положение руки, что позволяло считать самым удобным для правой — ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си, для левой — фа, соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль, до. Таким образом, гамма До мажор считается самой невыгодной для руки. Особенно это неудобство будет о себе заявлять при смене позиций, где длинные пальцы лишаются опоры на черных клавишах. А смена позиций – один из основных моментов в работе над техническим аппаратом. С этим связано подкладывание 1-го пальца, эластичность кисти, свобода плеча и самое главное – это уверенное, горизонтальное перемещение руки, которое Шопен характеризовал, по отзывам его учеников, как glissando. Ровность пальцев воспитывается не за счет механического пустого выколачивания, а за счет индивидуальной природы пальцев, у каждого их которых есть свои преимущества. Здесь важно, с какой ровностью во времени взят каждый звук, а не силовая ровность пальца. С помощью индивидуальной природы пальцев можно нюансировать любую фактуру, делать ее поющей.

А фактура у Шопена совершенно особенная, обогащенная новым сочетанием обертоновых созвучий, так гениально угаданных композитором, где роль педали обретает новые возможности. Исполнителю нужно готовить себя к тому, чтобы инструмент зазвучал как особенный (шопеновский) фортепианный оркестр. Здесь кроется богатство новых тембров, которые надо услышать, овладеть ими пианистически. Не от этих ли открытий музыка Шопена так легко угадываема и ее не спутаешь ни с какой другой?

Ноктюрн до-диез минор op. 27 Nr. 1

Шопен поднял жанр ноктюрна на такую художественную высоту, что он выходит за рамки собственно ноктюрна. И действительно, рассматриваемый нами ноктюрн, облеченный в традиционную трехчастную форму, погружает нас не только в интимную, лирическую атмосферу, но и заставляет пережить сложную психологическую драму с почти зримыми, картинными явлениями.

Ноктюрн начинается с двухтактового вступления в левой руке, создавая уже до появления темы настроение потусторонности, неопределенности. Чаще всего мелодии ноктюрнов у Шопена по природе своей вокальны, с пленительным итальянским bel canto. Но в данном случае все внимание к мелодии притягивает состояние оцепенения, душевной незащищенности. Однако, ни в коем случае нельзя впадать в состояние уныния, так как это скучно, что недопустимо в искусстве. Шопен уберегает от этого внутренней подвижностью темы. Уже со второго звука, через вводный ми-диез происходит отклонение в субдоминанту и далее в 4-м такте модуляция в параллельный Ми мажор.

Следующие четыре такта повторяют первый, исключая последний такт с его просветлением, неожиданно оставляя тему как перед обрывом.

Требования к правой руке:
умение выстроить линию мелодии, умение UдержатьU звук. Выстроить линию мелодии – значит максимально точно вывести графическую линию – все моменты ее передвижения, не ограничиваясь общим движением с уходом к концу фразы. Даже в такой популярной пьесе Чайковского «Старинная французская песенка» рисунок мелодии довольно замысловаты1. Если все внимание сосредоточить на выразительности звука «Ре», который должен появиться три раза, а вместе с затактом будет пять «Ре», фраза получится, мягко говоря, утомительной. Чтобы этого избежать, надо поднимать линию о ре к ми бемолю, и на этой волне «ре – ми-бемоль» копить энергию к третьему заходу, тогда фраза будет, не задыхаясь, естественно завершать линию.

Умение держать звук, особенно длинный, ни в коем случае не означает продолжать прижимать его к клавиатуре. Скорее наоборот, освободиться от нее, почувствовать опору в позвоночнике, привести второй конец руки в его поясничную часть. Это поможет добиться, того, чтобы звук тянулся, продолжал двигаться, слегка вибрируя.

По-настоящему мелодия начинает оживать только с левой рукой, без неё она неполноценна, непонятна. Так, первый терцовый звук ми в тональности до-диез минор и он же в положении тоники, завершает первый четырехтакт. Таких примеров, когда мелодия полностью зависит от аккомпанемента, мы найдем у Шопена достаточно много. Он берет на себя новые функции, раскрывая свои новые возможности.

Требования к левой руке:
добиться полного свободного перемещения руки к каждому пальцу, не допуская при этом никаких излишне вихляющих движений – это лишает пальцев опоры. Добившись игры левой без малейшего напряжения, (сделать эту работу сначала желательно без педали, чтобы руки проявили максимальную эластичность), начать улавливать обертонный гул и уже ухом подсказывать какому звуку с какой силой выгоднее появиться.
Следующие 16 тактов приносят одновременно ощущение и утешения и покорности, черты повествовательности привносит остинатность в басу и пониженная 2-я ступень (ре бекар).

При переходе к средней части Шопен опять оставляет нас с двумя тактами в левой руке, не досказав мелодии. Но здесь они как бы сметают, стирают все следы предыдущего, дают ему полностью исчезнуть.

Начинается новое действие. Издалека в 3-х дольном размере настойчиво заявляет о себе тема надежды, будущего торжества, её приближение почти физически ощущается и всё это на фоне безупречного формообразующего начала с элементами симметрии, периодичности. В кульминационный момент вершину берет двойная доминанта и далее через совершенную каденцию мы слышим Ми мажор с терцовым звуком в мелодии, который тут же сметается новым потоком движения и соль-диез становится ля-бемолем – излюбленный Шопеном прием энгармонической замены.

В средней части ноктюрна левую руку необходимо тщательно проработать технически. Вот где понадобятся свобода и подвижность плечевого сустава, эластичность кисти, умение избежать прямолинейности в сильных долях.

Начиная с октав в басу, этот восьмитакт полезно учить поэтапно: начать с последней триоли каждого такта, сосредоточить внимание на полной свободе первого пальца (он ведет восходящую линию), к которому уверенно разруливает второй палец. Следующий этап — играть все до баса и последний — с басом. Интересно, что второй вариант удобнее первого, так как здесь рука получает энергию от целенаправленного движения.
В кульминационный момент Шопен обозначает в тексте ff и даже fff. Как избежать грубости, не лишая музыку яркости, красочности? Форте не будет резким, если рука, как у дирижера, опустится раньше, межкостные мышцы ладони растянутся к каждому пальцу. Уши находятся в преддверии обертонного гула, которым окутан отдельно каждый звук. В этом восьмитакте — педаль гармоническая на весь такт, в Ля-бемоль мажоре она охватывает два такта.

Преодолеть подвижность фактуры в левой руке (ее разброс достигает квинты через октаву) помогает взятие дыхания, чтобы накрыть единым движением, как волной, весь такт, при этом пальцы – опорные, как ножки циркуля, очень устойчивые, не увязающие в клавиатуре.
Но вернемся к событиям в ноктюрне.

Движение не останавливается, идет новая волна. В этом круговороте движения правая остается верна ритмической воле, готовится к предстоящему торжеству, левая бурлит, не отпуская гармонический бас ля-бемоль на протяжении 13 тактов. Цель достигнута. Мы слышим полонез в тональности Ре-бемоль мажор. И это не случайно. Шопену понадобился Ре-бемоль мажор, а не До-диез мажор, подчеркивая таким образом ирреальность действия. Это была мечта. Сколько она жила?

Выдержав первый четырехтакт, она ослабевает уже в конце второго четырехтакта, теряет свой облик в тональности До мажор, а затем её властно уносит речитативом. С появлением нового басового речитатива, становится ясно – это момент пробуждения. Сон кончился.

Если исполнитель горячо увлекся происходящим, старался успевать следовать за мыслью композитора, возвращение к репризе никогда не будет простым повтором.

После всего, что произошло (а произошло то, что Шопен затронул животрепещущую тему – свою любовь к родине, с которой был разлучен) появление темы в репризе нуждается в утешении, просветлении, чему Шопен посвящает те же 8 тактов, что и самой репризе.

Это новый материал в одноименном До-диез мажоре. Это музыка уже неземного происхождения она устремлена далеко ввысь – к тайне пришествия в этот мир Фредерика Шопена.

Список произведений Ф.Шопена пройденные О.М.Турчиной с учениками за последние годы:

1. Три экоссеза op.72.
2. Полонез соль минор
3. Вальс Ре-бемоль мажор op 64.
4. Вальс ми минор.
5. Ноктюрн до-диез минор (посмертный).
6. Ноктюрн до минор (без опуса).
7. Ноктюрн фа минор (op.55).
8. Экспромт-фантазия.
9. Этюд Соль-бемоль мажор op.10.
10. Этюд до минор (op.10).
11. Этюд Фа мажор (op.10).
12. Скерцо №1 си минор.
13. Блестящие вариации Си-бемоль мажор (op.12).
14. Баллада №3 Ля-бемоль мажор.
15. Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми минор (первая часть).
16. Мазурка Си-бемоль мажор (op.17).
17. Прелюдия Ре-бемоль мажор №15.

Произведения, включенные в программы конкурсов, (в том числе всероссийских и международных), где ученики класса О.М.Турчиной отмечены призовыми местами:

1. Вальс Ре-бемоль мажор.
2. Ноктюрн до-диез минор.
3. Этюд Соль-бемоль мажор.
4. Этюд до минор.
5. Блестящие вариации.
6. Скерцо №1 си минор.

25 февраля 2017 года в Детской школе искусств им. Е.П. Макуренковой подмосковного города Черноголовка в рамках областной программы «Вена — музыкальная столица мира» прошел концерт классической музыки. В нём приняли участие воспитанники детских музыкальных школ из городов Подмосковья Электросталь, Ногинск, Пушкино, Ивантеевка, Дзержинский и, конечно же, и ученики самой Черноголовской школы искусств.

Рассказ ведущей — Ирины Никодимовны Рудольской о жизни и творчестве великих музыкантов — Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта, Франца Шуберта, Иогана Штрауса и Людвига ван Бетховена, чьи произведения прозвучали со сцены в исполнении юных музыкантов, сделали программу концерта яркой, праздничной и лиричной.

В завершении, директор черноголовской ДШИ Ольга Сергеевна Агроскина (на фото), поблагодарила детей и педагогов за участие в концерте и вручила преподавателям благодарственные письма. Праздник закончился общей фотографией.

Открывает концерт ведущая Ирина Никодимовна Рудольская…

Алия Исмайлова, 4 класс, Черноголовская Детская школа искусств им. Е.П. Макуренковой. Преподаватель Ирина Геннадьевна Сорокина.

Анастасия Абатурова, 2 класс, МАУДО «Детская музыкальная школа» № 2, г. Электросталь. Преподаватель Юлия Ивановна Огнева.

Анна Прасол, 2 класс, Черноголовская Детская школа искусств им. Е.П. Макуренковой. Преподаватель Ольга Михайловна Турчина.

Анна Сато, 3 класс, МБУДО «Пушкинская детская музыкальная школа № 1». Преподаватель Ирина Дмитриевна Ермакова.

Дарья Каштанова, 4 класс. Черноголовская Детская школа искусств им. Е.П. Макуренковой. Преподаватель Ольга Сергеевна Агроскина.

Вероника Исаакова, 3 класс, МБУДО «Детская музыкальная школа» г. Дзержинский. Преподаватель Татьяна Викторовна Петинова.

Наталья Хренова, 6 класс, МБУДО «Пушкинская детская музыкальная школа № 1», филиал г.п. Лесной. Преподаватель Екатерина Сергеевна Бухарова, концертмейстер Татьяна Львовна Хренова.

Александра Неснова, МБУДО «Детская музыкальная школа» г. Ивантеевка, 6 класс. Преподаватель Татьяна Константиновна Ивановская, концертмейстер Гюльнара Фаридовна Халилулина.

Екатерина Судоплатова, 4 класс. Преподаватель Надежда Семёновна Коршунова. Владимир Щербаков, 4 класс. Преподаватель Людмила Арвидовна Шенина. «Ногинская детская школа искусств», г. Ногинск.

Владислав Стельмах, Черноголовская Детская школа искусств им. Е.П. Макуренковой, 4 класс. Преподаватель Наталья Алексеевна Гаврилова.

Павел Калигин, 6 класс МАУДО «Детская музыкальная школа» № 2, г. Электросталь. Преподаватель Ольга Всеволодовна Супруненко.

Общая фотография участников концерта, преподавателей и концертмейстеров.

Евгений НИКОЛАЕВ,
Фото автора