МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Черноголовская детская школа искусств

им. проф. Макуренковой Е.П.»

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА  

Инструментальное музицирования

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

 (Инструментальное музицирования)

флейта

 

 

 Черноголовка 2021г.

 

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

—     Срок реализации учебного предмета

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

—      Сведения о затратах учебного времени

—      Форма проведения учебных аудиторных занятий

—      Цели и задачи учебного предмета

—      Структура программы учебного предмета

—      Методы обучения

—  Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

—       Тематический план                                             

—       Годовые требования

III.    Требования к уровню подготовки учащихся                         

—       Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

  1. IV. Формы и методы контроля, система оценок  

—      Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

—      Критерии оценки

  1. V. Методическое обеспечение учебного процесса
  2. VI. Список литературы

—      Методическая литература

—      Учебные и методические материалы на сайтах Интернет

—      Учебная литература

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в общеобразовательном процессе

 

Учебный предмет «Музицирования» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Современное музыкальное образование приобретает массовый характер, и в музыкальные школы, детские школы искусств приходят не только одаренные дети, но и дети со средними и слабыми музыкальными способностями, не ориентированные на дальнейшее профессиональное обучение, но желающие получить навыки музицирования. Именно поэтому, особенно актуальны сегодня поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств, получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.

Программа систематизирует теоретический и практический материал, предлагает конкретные пути и способы обучения, необходимые для того, чтобы учащиеся достаточно легко преодолевали теоретические и практические сложности, добиваясь ощутимых результатов. Цель программы — формирование устойчивого интереса к музицирования и в целом к обучению в музыкальной школе. Программа, опираясь на пройденный репертуар, близкий эмоциональному миру учащегося, создает наиболее благоприятные условия для формирования и закрепления различных слуховых и исполнительских навыков, способствует поддержанию интереса к занятиям у учащегося. Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся. При сохранении предлагаемой последовательности освоения материала время и уровень его освоения зависят от индивидуальных особенностей ребенка.  Новые формы работы расширяют репертуар концертных выступлений учащихся на классных и школьных концертах. Программа «Музицирования» согласуется с программой по предмету «Импровицация», закрепляя и обобщая знания, полученные на теоретических предметах, помогая этим знаниям обрести форму практических умений. Умение музицировать дает возможность ученикам почувствовать свою значимость в среде сверстников, активно участвуя в художественной жизни школы, и, тем самым, поднимая общественную значимость обучения в музыкальной школе. Знакомство с лучшими образцами произведений для флейты западноевропейских, русских и современных российских композиторов воспитывает эстетический вкус и помогает ориентироваться в окружающем звуковом пространстве.

 

Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания формируются в процессе освоения исполнительских навыков. Возможно увеличение часов аудиторной учебной нагрузки за счет проведения занятий ансамблем.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе, — 13-14 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музицирования» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий год обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки

 

Затраты учебного времени

 

Всего часов

Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год
Полугодия 1 2 3 4 5 6
Аудиторные

занятия

34 36 34 36 34 36 210
Самостоятельная

работа

51 54 51 54 51 54 315
Максимальная

учебная нагрузка

85 90 85 90 85 90 525

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Инструментальное музицирования» при 3-летнем сроке обучения составляет 525 часов. Из них: 210 часов — аудиторные занятия, 315 часов — самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на духовых инструментах, формирование практических умений и навыков игры на флейте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Инструментальное музицирования» являются:

  • овладение исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
  • общее оздоровление организма.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов);

— наглядный (показ, наблюдение);

— слуховой;

— практический.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Класс для занятий должен быть светлым, достаточно просторным, с хорошей вентиляцией и звукоизоляцией. Акустика помещения должна соответствовать нормам, предусмотренным для занятий на духовых инструментах (помещение не должно быть гулким).

В классе для занятий, а также дома у каждого учащегося должны быть, кроме музыкального инструмента (флейты): фортепиано (рояль/пианино или синтезатор), пюпитр, метроном, тюнер, зеркало, аудио- и видеоаппаратура. Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Во время самостоятельной работы, учащиеся могут пользоваться информацией из Интернета.

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Инструментальное музицирования» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Программа составлена с учетом физических и психологических возможностей детей, целями и задачами развивающего обучения.

Учебный материал разделен на 2 основных раздела: технический (постановка дыхания, звукоизвлечение и т. д.) и художественный (работа над образом произведения, сольное и ансамблевое музицирования).

Освоение элементов музыкальной грамоты, теоретических основ музыкального исполнительства является важной и неотъемлемой частью учебного процесса. Знания истории инструмента, стилистических особенностей исполнения музыки разных эпох и композиторов, техники дыхания, звукоизвлечение и исполнения различных штрихов и оттенков уже с первых занятий помогают формированию грамотного музыканта-исполнителя.

Практические навыки, полученные на уроке с преподавателем и закрепляемые дома в систематических самостоятельных занятиях, позволяют увлечь учащихся процессом обучения игре на инструменте.

Тематический план носит примерный характер, отражает содержание программы, распределенное по годам обучения и темам, предлагаемый объем осваиваемого музыкального материала.

Тематический план

Первый класс

 

Дальнейшее совершенствование исполнительской техники, навыков чтения с

листа и самостоятельной работы. Музыкальная терминология.

Работа над интонацией, динамикой, филировкой звука. Умение раскрывать художественный замысел музыкального произведения и доносить его до слушателя.

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до трех знаков, в том числе

доминант септаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения.

Хроматические гаммы в тональностях (гаммы исполняются штрихами деташе,

легато, двойное стаккато). 9-12 этюдов (по нотам). 3-5 пьес и / или 1-2 произведения крупной формы.

В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в

первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом полугодии (2

разнохарактерных произведения или части крупной формы), переводной зачет.

 

Второй класс

Совершенствование полученных умений и навыков, расширение рабочего диапазона, знакомство с особенностями основных музыкальных жанров, новыми штрихами, усложненными ритмическими рисунками, динамическими оттенками; навыки поведения на эстраде, совершенствование навыков ансамблевой игры и чтения с листа, развитие навыков самоконтроля.

 

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю. Должиков). —

М., 1989

Платоновна. Тридцать этюдов для флейты. — М., 1938

Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. — М., 1968

Келлер Э. Этюды для флейты (op.33, no.1,2). — Будапешт, 1980

Пьесы

Цыбин В. Рассказ

Мендельсон Ф. Весенняя песня

Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»

Гендель Г. Сонаты №3, №7

Платти Дж. Соната op.3 №3 для флейты

Вивальди А. Концерты соль мажор, ре мажор («Щегленок»)

Металлиди Ж. Баллада

Глазунов А. Гавот из балета «Барышня-служанка»

Девьен Ф. Концерты соль мажор, ре мажор

Моцарт В. Анданте до мажора, Турецкое рондо

Дворжак А. Юмореска

Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Свиридов Г. Вальс

Андерсен Й. Колыбельная

Примерная программа промежуточной аттестации:

1 вариант

Гендель Г. Соната №7 1, 2 ч., или 3, 4 ч

2 вариант

Глюк К. Мелодия из оперы «Орфей»

Металлиди Ж. Баллада

Требования к техническому зачету:

1 Знание пройденных мажорных и минорных гамм. Умение играть эти гаммы в

различных штрихах.

2 Исполнение этюдов средней технической сложности, как легато, так и стаккато,

в любых размерах и ритмах

3 Чтение с листа

4 Знание музыкальных терминов

Третий класс

Дальнейшее совершенствование исполнительской техники. Формирование

устойчивых навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Подготовка

выпускной программы. Работа над качеством звука, динамикой, интонацией,

ведением звука и фразировкой.

 

Мажорные и минорные гаммы в тональностях до пяти знаков, в том числе

доминантсептаккорды, уменьшенные септаккорды и их обращения. Исполнять в

подвижном темпе различными штрихами. 10-12 этюдов (по нотам). 2-3 пьесы и

или 1-2 произведение крупной формы.

Учащиеся могут играть на зачетах любые произведения на усмотрение

преподавателя. В течение учебного года учащийся должен сыграть: технический зачет в первом полугодии, зачет в виде академического концерта в первом

полугодии (2 разнохарактерных произведения или части крупной формы),

переводной зачет в виде академического концерта в конце учебного года — для

продолжающих обучение в 9 кл, итоговый экзамен в виде академического концерта

– для заканчивающих обучение.

 

Примерный репертуарный список

Упражнения и этюды

Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982 Тетр. 2

Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000

Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968

Пьесы

Бах И. С. Сюита си минор, Сонаты № 2, №4

Бетховен Л. Серенада

Блодек В. Концерт

Верачини Ф. 12 сонат

Вивальди А. Концерт ре мажор

Гендель Г. Ф. Сонаты

Годар Б. Сюита

Дебюсси К. Лунный свет

Кванц И. Ариозо и престо из Сонаты ре мажор; Концерт соль мажор

Меркаданте М. Концерт соль мажор

Форе Г. Фантазия

Цыбин В. Концертные этюды

Чайковский П. Мелодия

Прокофьев С. Танец девушек из балета «Ромео и Джульетта»

Примерная программа промежуточной (итоговой) аттестации:

1 вариант

Бах Й.С. Соната №2 1 ч.

Дебюсси К. Лунный свет

2 вариант

Форе Г. Фантазия

Чайковский П. Мелодия

 

Примерный репертуарный список (вариант)

Упражнения и этюды

Моиз М. Упражнения на артикуляцию. СПб. Композитор, 2000

Платонов Н. Этюды для флейты. М., 1962

Ягудин Ю. 24 этюда для флейты. М., 1968

Келлер Э. Этюды для флейты. Будапешт, 1982 Тетр. 2

Пьесы:

Алябьев А. «Соловей»

Бах И. С. Соната ми-бемоль мажор

Блодек В. Концерт ре мажор

Вивальди А. Концерт фа мажор

Гайдн Й. Концерт ре мажор

Гендель Г. Ф. Сонаты

Глюк К. В. Концерт

Дебюсси К. Сиринкс

Девьенн Ф. Концерты № 2, 4

Дювернуа Ф. Н. Концертино

Кулау Ф. Интродукция и рондо

Локателли П. Соната

Моцарт В. А. Шесть сонат; Анданте до мажора; Рондо

Онеггер А. Танец козочки

Перголези Дж. Б. Концерт соль мажор

Платонов Н. Вариации на русскую народную тему

Рахманинов С. Вокализ; Итальянская полька

Рейнеке К. Концерт ре мажор

Стамиц К. Концерт соль мажор

Телеман Г. Ф. Кантабиле и аллегро; Соната фа минор; Методическая сонатина

Форе Г. Фантазия

Рёсслер — Розетта. Концерт соль мажор

Хофмайстер Ф. А. Концерт ре мажор

Цыбин В. Анданте; Концертные этюды № 8-10; Тарантелла

Шаминад С. Концертино

Шопен Ф. Вариации на тему Россини

Энеску Дж. Кантабиле и престо

Примерная программа итоговой аттестации:

1 вариант

Шаминад С. Концертино

Дебюсси К. Сиринкс

2 вариант

Стамиц К. Концерт соль мажор 1ч.

Рахманинов С. Вокализ

Требования к техническому зачету:

 

    III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Флейта»:

—   навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

— умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;

— умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

—     навыки публичных выступлений;

—   навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

 

  1. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков, учащихся выполняет обучающую, проверочную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль осуществляется преподавателем в счет аудиторного времени по его усмотрению по завершении какого-либо раздела программы. Промежуточный контроль проводится по окончании каждого полугодия учебного года в виде концертного выступления или зачета, на котором учащийся исполняет: в первом полугодии два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы, во втором полугодии – два разнохарактерных произведения в сопровождении концертмейстера или минусовой фонограммы и ансамбль.

Итоговая аттестация может проводиться в форме концертного выступления, сольного или ансамблевого, при этом уровень сложности программы зависит от индивидуальной подготовки учащегося.

Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ставится за грамотное, уверенное, выразительное и эмоциональное исполнение программы.

4 (хорошо) – ставится за хорошее исполнение с мелкими единичными недочетами в технике, звуке, интонации, недостаточной выразительности и эмоциональности исполнения.

3 (удовлетворительно) – ставится за исполнение с погрешностями в тексте, технике и интонации, неуверенное знание произведения, некачественный звук, невыразительность.

 

  1. V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Данная программа разработана с учетом индивидуального подхода к обучению. Преподаватель, пользуясь методической и нотной литературой, имеет возможность обучать учащихся с разными музыкальными способностями и личностными особенностями, достигая результатов обучения в краткие сроки.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой — посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей флейты, рассказать о выдающихся исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

Работа над темами данной программы проводится комплексно. Отдельно прорабатывать каждую тему в строгой последовательности рекомендуется только в начале первого года обучения, во время работы над постановкой исполнительского аппарата, при этом, двигаясь вперед, к следующему разделу, не забывать о повторении и работе над пройденным материалом. В дальнейшем, на каждом уроке рекомендуется работа над фрагментами из нескольких тем, исходя из потребностей и возможностей ученика.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых), использование в репертуаре произведений, различных по стилю, в том числе, произведений эстрадной и рок-музыки, популярных произведений зарубежных и отечественных композиторов.

  1. VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки. Исполнительство на духовых инструментах. История и методика.  Киев, Музична Украина, 1976

Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. М., 1971

Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. — М.: РАМ им. Гнесиных, 1994

Вендрова Н. Воспитание музыкой. М., Просвещение, 1991

Гисслер-Хаазе Барбара «Волшебная флейта». Методика для начинающих

Должиков Ю.Н. Техника дыхания флейтиста. Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1983

Должиков Ю.Н. «Артикуляция и штрихи при игре на флейте». Вопросы музыкальной педагогики. М., Музыка, 1984

Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Тамбов, Тамбовский музыкально-педагогический институт имени С.В.Рахманинова,1994

Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. М., Музиздат, 1958

Учебная литература

  1. Аллерм Ж.М. «Duet Hits» для двух флейт и фортепиано
  2. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта». Методика для начинающих. 1, 2 части. Universal Edition F.G.Wien 1996
  3. Брерс М., Кастеляйн Я. Школа игры на флейте «Horen, lessen & spielen, Schule fur querflote, m. Audio-CD (Musiknoten)». De Haske Deutschland 1999
  4. Гарибольди Дж. «58 первоначальных упражнений для флейты». Leipzig: Edition Peters
  5. Гарибольди Дж. «30 этюдов для флейты». Будапешт: Editio Musica, 1986
  6. Должиков Ю. «Нотная папка флейтиста». Части 1, 2. М., Дека-ВС, 2004
  7. Золотой репертуар флейтиста. Пьесы для начинающих. СПб, Композитор, 2002
  8. «Камерная музыка для начинающих» для двух мелодических инструментов и бассо континуо. Будапешт: Editio Musica
  9. Легкие пьесы для флейты и фортепиано. Сост. Ю.Ягудин. М., Музыка, 1968
  10. «Легкие пьесы и ансамбли для флейты». Сост. О.Чернядьева. СПб, «Северный Олень», 2000
  11. Платонов Н. «Школа игры на флейте». М., Музиздат, 1958
  12. Пьесы для флейты и ф-но. Пер. В.Вишневского. М., «Композитор», 2000
  13. Хрестоматия для флейты: 1-3 классы ДМШ. Часть 1. Сост. Ю.Должиков. М., Музыка, 2010
  14. Altѐs Joseph-Henri «Method for the Boehm Flute». New York, Carl Fisher, 1918
  15. Dapper Кlaus «Das Querflötenbuch». Voggenreiter Verlag, 2000
  16. Juchem D. Brochhausen A. «Flute goes Classic». Schott Music
  17. Flute Methods, Studies and Ensembles: The Ultimate Collection. Includes training materials, plus duos, trios and quartets, from 39 major composers.
  18. Story M. «Pop Quartets for All». Alfred Music Publishing, 2008
  19. Weinzierl E., Wachter E. «Romantic Miniatures. Vol. 1 (Selection de Piezas Clasicas) para Flauta y Piano». Schott, 2013